Мои студенты и клиенты очень болезненно воспринимают тему привязанности в отношениях. Когда мы заботимся о близком человеке, но в ответ сталкиваемся с непониманием, а порой и откровенным неуважением, мы начинаем сомневаться, стоит ли продолжать эту канитель. Может быть, это игра в одни ворота с долей мазохизма?

Согласно исследованиям Мэри Эйнсворт и её коллег, существует четыре типа привязанности, которые основываются на особенностях воспитания в детстве. Благодаря им человек определяет для себя границы близости и независимости.

Надёжный тип

🗝 Люди данного типа доверяют другим.

🗝 Им комфортно как в отношениях, так и без них.

🗝 Умеют устанавливать психологические границы и соблюдать чужие.

🗝 Не нуждаются в подтверждении своей ценности, они чувствуют её на интуитивном уровне.

Авторы исследования отметили, что родители этих людей были доступны, заботливы, внимательны и могли удовлетворить потребности подходящим образом.

Тревожно-устойчивый или амбивалентный тип

🗝 Чувствуют себя в безопасности только будучи в отношениях.

🗝 Эмоциональная близость превыше всего. В этом смысл жизни.

🗝 Боятся быть брошенными, поэтому всегда ищут подтверждения любви от своего партнёра.

🗝 Двойственны: одиночество невыносимо, при этом часто ищут уединения.

Родители этих людей были непоследовательными в воспитании: то проявляли любовь и заботу, то холод и безразличие. Исследование Маккарти и Тейлор в 1999 году показало, что дети с грубым, негативным опытом детства более склонны к образованию амбивалентного типа. Кроме того, они испытывают трудности в поддержании интимных отношений в более зрелом возрасте.

Избегающий тип

🗝 Обесценивают близость.

🗝 Редко вступают в отношения.

🗝 Если вступают, то психологически дистанцируются от партнёра.

🗝 Стараются не проявлять эмоции. Даже когда хочется плакать, сохраняют невозмутимый вид.

Родители были холодными, требовательными, а иногда враждебными людьми.

Дезориентирующий тип

🗝 Тяжело определить психологические границы свои и партнёра. Могут переступать черту.

🗝 Стремятся к отношениям, но в то же время избегают их. Могут маскировать чрезмерной разборчивостью.

🗝 Требуют близости, а когда получают её, паникуют, пугаются или злятся. Например, мой клиент говорил, что хотел бы получать больше ласки и заботы от жены. Но когда она начинала гладить его по волосам или ласково звать, он злился: «что за сопли!».

В исследованиях Мэйн и Гассе обнаружили, что 80% людей данной группы подвергались жестокому обращению в детстве. 40 – 50% детей воспитывались матерями, которые перенесли крупные потери или другие травмы незадолго до или после рождения младенца и отреагировали тяжелой депрессией. Кроме того, 56 % матерей, которые потеряли родителей вследствие смерти до окончания ими средней школы, впоследствии имели детей с дезориентирующим типом.

Подводим итог

Четвертый тип – самый сложный. Клинические психологи считают его менее адаптивным и рекомендуют пройти терапию. Остальные типы сглаживаются, если работать над собой, понимать причины своего поведения или посещать специалиста.

Проанализируйте свой тип привязанности, а затем партнёра. Может быть, непонимание и конфликты возникают из-за разницы восприятия близости и независимости? В идеале у вас обоих должен присутствовать первый тип.

Берегите себя. Оставайтесь осознанны. Намасте ☀️

Литература:

📚 Нэнси Мак-Вильямс «Формулирование психоаналитического случая».

📚 Mary D. Salter Ainsworth «Patterns of Attachment: A Psychological Study of the Strange Situation».

📚  Attachment in the Preschool Years: Theory, Research, and Intervention. Глава «Parents’ Unresolved Traumatic Experiences Are Related to Infant Disorganized Attachment Status: Is Frightened and/or Frightening Parental Behavior the Linking Mechanism?»— Чикаго: University of Chicago Press, 1993 год. — Стр. 161– 184.